Сергей и сам уже не рад, что получит миллиард
Узнав о наследстве парня, которому заграничный родственник завещал свое состояние, население маленького городка в Молдавии принялось дружно делить чужие деньги
Теперь только об этом и судачат на всех перекрестках городка Комрат, столицы автономии Гагауз Ери в составе Молдовы. Лишь об этом разговоры в кафе и барах, в курилках госучреждений и на домашних кухнях. Местный 31-летний житель Сергей Судев получил 950 миллионов евро в наследство от немецкого дядюшки, причем троюродного. Почти миллиард! Столько же, сколько годовой бюджет всей Молдавии. Про казну гагаузской автономии вообще скромно помолчим...
25-тысячный городок сошел с ума. Незнакомые люди толпами ходят за Сергеем и норовят дотронуться: вот он, золотой мальчик! Незамужние барышни и бальзаковские дамы в репродуктивном возрасте грезят о встрече с ним. Даже на последнем совещании в столичной мэрии обсуждали: что же все-таки делать с такими деньжищами? Сергея на заседание не пригласили. И в самом деле: что он может понимать в бюджетном и инвестиционном процессах?!
Оклад миллиардера - 150 евро
...Мы сидим с Сергеем на его рабочем месте в небольшой уютной комнате местной радиостанции, где миллиардер трудится диджеем. Пусть он не обижается, но на денежного туза Судев ну никак не похож. Хотя кто его на самом деле знает, какие они - эти евровые миллиардеры? Тем более в Комрате...
А ведь еще вчера он был самым обычным парнем. Получал свой оклад в 150 евро, заочно учился на журналиста. Знал, конечно, что есть родня в Германии - дядюшка по материнской линии. Вроде небедный. Но чтобы настолько... Да и виделись они только раз.
Сергей с любимой девушкой Любой. Они встречаются уже четыре года.
- Мама даже адреса его не знала, - вспоминает Серега. - Но в 1998 году я отыскал дядю по Интернету. Написал, он ответил, пригласил в гости. Нормально меня встретил. Потом даже несколько раз деньги присылал, я просил. Немного, по 100 - 150 евро...
В сентябре 2007 года 56-летний дядя скончался от сердечного приступа. Прошел год. И вдруг пару недель назад в Комрат прибыли немецкие адвокаты и огласили завещание покойного. На немецком и русском. Сергей сидел (хорошо, что сидел!) и не верил своим ушам. По нотариально заверенному документу он на глазах превращался в главного акционера немецкого банка, а также владельца всего движимого и недвижимого имущества дяди. Жена банкира давно умерла, других родственников нет. У дяди, правда, была еще родная дочь Кэтрин, но ей дядя, похоже, не оставил ни цента. Почему? Кто знает, что там, в этой немецкой семье, происходило. Сергей теряется в догадках.
- Когда приехали немецкие адвокаты, я нанял еще одного, местного, чтобы меня не обманули. - Сергей закуривает сигарету. - Подписал бумагу, что ознакомлен с текстом завещания, а сейчас думаю: не станет ли моя подпись началом процесса Кэтрин против меня по разделу имущества? Хотя все же надеюсь с ней полюбовно договориться, поделиться. Сейчас идет оценка завещанного имущества. Через месяц-два Сергей должен прибыть в Берлин оформлять наследство.
- Пока от свалившегося счастья одна морока и головная боль. Лишь бы бандитов не навести на себя, денег-то у меня никаких нет. - Парень три раза выразительно стучит по полированному дереву стола костяшками пальцев и трижды сплевывает через плечо. - Я по улице не могу пройти, - признается наследник. - На работу меня коллега отвозит. Сегодня рискнул за сигаретами выскочить, думал, не заметит никто. Так набросились! Спрашивают, поздравляют, денег просят...
«На Серегины деньги мы построим бассейн!»
Комрат - хоть и столица гагаузской автономии, но город крошечный, провинциальный. В центре - несколько девятиэтажек, а в основном старые кирпичные домишки с пышными садами. По пыльным улицам, не боясь транспорта, бродят сытые, важные гуси и понурые ишаки. Автомобильных пробок отродясь не было, бары гордо носят имя литературно-киношного цыгана Будулая, а установка нового светофора или открытие ларька - для местных обывателей событие, которое обсуждают целую неделю.
Если бы не гуманитарная помощь турок братьям по крови (гагаузы хоть и православные, но согласно одной из наиболее популярных версий произошли от тюркоязычных кочевников - огузов, печенегов и половцев), автономии просто край! Ежели говорить официальным языком, турецкое правительство выделило 500 тысяч долларов для доработки и внедрения проекта по созданию единого информационного пространства в Гагаузии. Чтобы обеспечить регион питьевой водой, в течение последних нескольких лет из Анкары пришло еще 8 миллионов баксов. Плюс бесплатное дизтопливо из Турции на миллион «зеленых». А еще деньги на турецкую библиотеку в Комрате, местное телевидение и радио, газеты и журналы на родном языке... Когда все в кучу собьешь, выйдет, наверное, миллионов 15 - 20.
В администрации Комрата, узнав о наследстве, потирают руки...
И вдруг свой валютный не миллионер даже, а миллиардер!
Мэрия Комрата - в двадцати метрах от здания, где размещается радиостанция. Нас встречает заместитель мэра Федор Гайдаржи.
- Я из командировки только вернулся и узнал об этой потрясающей новости, - возбужденно рассказывает Федор Петрович. - Вчера с сотрудниками в этом самом кабинете обсуждали рабочие вопросы и, конечно же, вопрос: что станет Сергей Судев делать с деньгами, поможет ли родному городу, краю?
Федор Петрович убедительно, с цифрами в руках доказывает, как нужна Комрату помощь состоятельного горожанина Судева. Бюджет столицы автономии - всего 22 миллиона леев (немногим больше полутора миллионов евро). Их хватает только на зарплату учителям и коммунальные расходы. У города есть исторический долг за отопление - 1 миллион 700 тысяч леев (121 тысяча евро), который висит грузом на шее жителей.
- А еще Сергей мог бы на полученные деньги построить лицей искусств, - мечтает Федор Гайдаржи. - Или спорткомплекс с бассейном. В Комрате вообще нет бассейнов, - поясняет он нам. - Вон в селе Копчак бывший президент Турции Сулейман Демирель построил лицей, который мы назвали в его честь. Если Сергей поможет возвести социально-культурный объект, почему бы его не назвать в честь Судева, учитывая пожелания и мнения горожан? Думаю, никто не будет против. Да что там лицей - улицу его именем назовем! Впрочем, - спохватывается чиновник, - Судев сам знает не понаслышке проблемы города. Ему решать. Но мы надеемся на его порядочность и гражданскую ответственность.
- Звучит как-то зловеще. А ничего, что это все-таки его деньги? - ошарашенно интересуемся мы.
- Да уж, - горестно вздыхает чиновник и разводит руками. - Нет у нас на него рычагов... Остается только давить на сознательность...
У самого завидного жениха Молдовы сердце занято
В местном университете (это высшее учебное заведение сформировано на базе бывшего педучилища) есть разные факультеты и даже отделение журналистики. Там на последнем курсе и учится заочно Сергей Судев. Тут готовят акул пера, настойчивых репортеров-расследователей и пронырливых папарацци для всей Гагаузии, так что о неожиданном богатстве, свалившемся на одного из своих студентов, в университете, конечно, знают. И не только знают, но строят вполне конкретные планы.
- Нам бы оргтехнику купить, интерактивные доски, литературу, - загибает пальцы декан факультета национальной культуры Мария Яниогло. - Открыть компьютерные классы, центры гагаузской и молдавской культур. Да много чего нам еще надо...
Мария Александровна набирает телефонный номер проректора университета:
- Я вот что попросила нашего студента-миллиардера... - и она вновь по пунктам перечисляет то, в чем нуждается вуз. - Ничего не упустила? Ага, спасибо!
И поворачивается к нам:
- Вроде ничего не забыла.
Сергей Судев - не самый активный студент. Есть несколько «хвостов», но в универе в свете последних событий на них смотрят сквозь пальцы.
...а заместитель мэра Федор Гайдаржи даже знает, куда пойдет миллиард.
- Ничего, пересдаст, - машет рукой заведующая кафедрой гагаузской филологии Ирина Ришилян и, как бы шутя, с такой мечтательной улыбочкой добавляет. - Может, деньгами поделится...
Эх, любим мы все же считать деньги в чужом кармане, пусть даже пока и виртуальные... Зарабатывать бы еще научиться или хотя бы для начала профессию, чтобы зарабатывать, получить... Но пока и у студентов, покуривающих на солнышке у входа в университет, излюбленная тема - как тратить чужое наследство.
- Я бы реабилитационный центр в городе открыл, - говорит парень со строгим лицом певчего из церковного хора.
- А я бы родителям остров в Тихом океане купил, - перебивает другой. - А для себя еще бы один купил, подальше от них.
- А я бы футбольный клуб купил английский, - вступает в разговор третий. - Как Абрамович...
- Да, с такими деньгами и в Комрате жить можно, - подытоживает четвертый.
Но, конечно же, не только недвижимость и спортивные инвестиции в умах комратской молодежи. Местные девчонки, например, строят планы, как познакомиться с миллиардером на предмет романтических чувств.
- Симпатичный парень, я его знаю, правда, не так хорошо, как хотелось бы, - смеется хорошенькая студенточка.
- Дура! - перебивает вторая. - Наладь тесный контакт, может, повезет.
Мы рассказали об этом диалоге Сергею. Поздравили: сейчас, мол, все красавицы города - твои. Выбирай любую...
- Я стал самым завидным женихом, - вздохнул парень. - Отбоя от девчонок нет. Но я уже четыре года встречаюсь с девушкой, отношения у нас с ней самые серьезные.
Соседи записываются на прием
На местном рынке вместе с обувью продаются полуторалитровые пластиковые бутылки с вином. Так и стоят: пара обуви, бутылка каберне, дальше еще пара туфель...
- Да не получит он ничего, - машет рукой продавец, пузатый мужик лет сорока. - Шутка это все, может, разводят его.
- Я Сережкину маму близко знаю, - защищает новоиспеченного миллионера продавщица. - Хорошая семья. Живут в обычной хрущевке, небогато, как все мы. Мама у него болеет сильно...
Типичная картинка городка Комрат: главная тягловая сила доедает последнюю солому.
Мы заходим во двор дома, где живет миллиардер, и снова слышим просьбы и пересуды.
- Мы попросили Сергея отремонтировать крышу дома, а то все время протекает, - делится с нами женщина, выгуливающая двух малышей-близнецов. - А может, он нам всю улицу благоустроит? Дороги разбитые, дома ремонта требуют... Тогда, я думаю, никто бы из местных не возражал, если бы нашу улицу Сергея Лазо переименовали в улицу Сергея Судева (ну понятно: Лазо японцы когда-то сожгли в топке паровоза, а Судев, стало быть, сам должен спалить денежки в коммунальной топке. - Авт.).
- Ему давно пора уже собственную общественную приемную открывать! У нас просьб к нему накопилось - выше крыши! - вступает в разговор еще одна дама.
- Да замучили вы парня своими просьбами, нервный какой-то стал, - прервала наш разговор другая соседка, пожилая женщина. - Раньше веселый был, а сейчас испуганный. Им на днях рубильник отключили, мамка его больная без света сидела. Телевизионный кабель зачем-то прокусили. Серегу и защитить-то некому, он уже и так на каждом шагу оглядывается... Вот бы о чем власти подумали, прежде чем у него деньги выпрашивать!
Сам же наследник, которому, не понять, то ли несказанно подфартило, то ли, наоборот, ужасно не повезло, говорит нам, прощаясь:
- Что с такой огромной суммой делать буду? Увидеть бы их надо для начала. В первую очередь маму поставлю на ноги, покажу ее лучшим врачам мира...
СПРАВКА «КП»
Что входит в наследство
950 миллионов евро
акции немецкого банка (контрольный пакет)
депозиты
недвижимость в Германии, Италии и Франции
драгоценности
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
От такого счастья одна головная боль
Жил себе в маленьком городке диджей Серега, экономил от зарплаты до зарплаты, мечтал вылечить маму, жениться хотел... Никто в родном городе им особо не интересовался. Кроме настоящих друзей и любимой девушки. Но обрушилось на парня баснословное наследство, и все резко изменилось. Казалось бы, вот оно, счастье.
Однако реальность оказалась не сказочной - враждебной. Земляки - и простые люди, и чиновники - ходят за Сергеем по пятам и поголовно просят денег. Даже не задумываясь о том, что Сергей вообще-то никому ничего не должен. Еще чуть-чуть - и люди начнут его обвинять: как посмел не поделиться?! А там, глядишь, и окна бить станут, если не хуже. Он оказался в кольце всеобщей зависти. А табуны готовых на все красоток... Раньше Сергей мог надеяться, что какая-то из девушек оценит его личные достоинства. Но теперь миллиард затмил его самого.
Но дороги назад у Сергея уже нет, жизнь повернулась необратимо. Если получит наследство - научится жить среди всеобщей зависти. А не получит - станет отбиваться от просителей, доказывая, что денег не имеет. Из родного города в любом случае придется уезжать - слишком агрессивно ведут себя люди вокруг. Миллиардное наследство принесло одни проблемы, нервозность да опасности. Вот и верь теперь циничной поговорке о том, что счастье не в деньгах, а в их количестве